2008 Программа

«Четвёртый человек»
Сербия, 2007
Режиссер — Деян Зечевич
В ролях: Никола Койо, Мария Каран, Драган Петрович, Драган Николич.

Человек выходит из комы. Полная амнезия. Он ничего и никого не помнит. Ему говорят, что у него были жена и сын и что они убиты, а сам он — майор Военного Агентства Безопасности. Инспектор, который ведет его дело, утверждает, что у него есть информация о людях, ответственных за смерть его семьи, и предлагает тайное сотрудничество — ведь эти люди очень опасны… У героя нет выбора. Он похож на живого мертвеца — окружен «лабиринтом» прошлого, из которого никак не может выбраться. Он не знает, кто друг, а кто враг. Ему нечего терять. Почувствовать себя живым его заставляет лишь желание мести и маниакальное стремление понять — кто же он такой на самом деле. Единственное, что он сохранил из прошлой жизни — умение убивать, и тут ему нет равных…

Триллер оказывается психологической драмой и держит в напряжении до последнего момента.

Деян Зечевич — сербский режиссер.

Родился в Белграде в 1972 году. К 35 годам он снял пять полнометражных игровых картин, несколько короткометражек, телевизионных фильмов и сериалов. Его фильмы были представлены на нескольких международных кинофестивалях и получили более двадцати наград у себя на родине.


 

«Уроки пана Куки»
Польша-Австрия, 2008
Режиссер — Дариуш Гаевский
В ролях: Лукаш Гарлицкий, Анджей Грабовский, Надя Камерон-Блейкли.

В 2000 году молодой парень Вальдемар впервые отправляется на Запад. Перед поездкой в Вену он приходит к своему соседу пану Куке, в прошлом работавшим за границей и знающим всю изнанку Запада, и просит его советов, как вести себя в незнакомом мире. Пан Кука щедро делится своими знаниями, но оказывается, что в реальности все обстоит не совсем так, как он рассказывал… Вальдемар едет в Вену на разваливающемся на ходу автобусе, где знакомится с «туристами», нелегально провозящими в Австрию копченую колбасу и водку.

Фильм снят по одноименному бестселлеру Радека Кнаппа под названием «Уроки пана Куки».

Дариуш Гаевский — польский режиссер, сценарист.
Родился 3 сентября 1964 года в Польше. Сам пишет сценарии к своим картинам. «Уроки пана Куки» — его третий фильм. Предыдущий фильм, «Варшава» (2003), получил в Польше несколько престижных наград.


 

«Прах времён»
Гонконг-Китай, 2008
Режиссер — Вонг Кар Вай
В ролях: Тони Льюн Кафай, Тони Лиюн Чиу Вай, Бриджет Лиин, Лесли Чунг.

Выдающийся гонконгский режиссер Вонг Кар Вай в этом году сделал новую версию своего фильма 1994 года. Это единственная лента в творчестве режиссера в жанре приключенческого исторического боевика с восточными единоборствами.

Сюжет картины развивается в неком вымышленном мире восточных единоборств цзянху. Вот уже несколько лет как Уянг Фенг живет в Западной Пустыне. Он покинул родной дом на Горе Белого Верблюда после того, как его возлюбленная вышла замуж за его старшего брата, и стал посредником между теми, кто жаждет мести и теми, кто за деньги может их желание осуществить. Однажды его друг привозит ему бокал вина, которое, как говорят, приносит забвение… В другой раз к нему приходит слепой воин, который хочет смерти как избавления от несчастной любви…. Из беспощадного циника Фенг постепенно превращается в философа.

На создание фильма «Прах времен» Кар Вая вдохновил роман Луи Ча «Герои, стреляющие по орлам» («The Eagle-Shooting Heroes»), написанный в популярном в Китае приключенческом жанре уся, повествующем о восточных единоборствах. Однако фильм никак нельзя назвать экранизацией романа — Кар Вай взял из книги двух пожилых героев (Зловредного Повелителя Востока и Злобного Повелителя Запада) и придумал им предысторию: «Я попытался немного отойти от традиционного жанра боевых искусств. Вместо того, чтобы изображать этих персонажей как героических личностей, я старался показать их обычными людьми, до того, как они стали героями. Между „Прахом времен“ и моими другими фильмами есть существенная разница. Обычно я начинаю историю с самого начала либо с представления конкретных персонажей, а затем постепенно развиваю сюжет, определяя по ходу съемки, куда он повернет и чем закончится. В данном конкретном случае я изначально знал, чем все закончится, и изменить этого не мог. Это наполнило и меня и сам фильм чувством фатализма».

Оригинальный фильм был показан на Венецианском кинофестивале в 1994 году, когда имя Карвая было еще никому не известно. Новая версия «Праха времён» не сильно отличается от оригинала — Кар Вай отреставрировал картину, скорректировал цвет и саундтрек. Режиссер хотел донести фильм до зрителя — у оригинальной копии была не очень удачная прокатная судьба, его имели возможность увидеть единицы, на пиратских кассетах, с плохим изображением и переводом. А к началу века качественных копий вовсе не осталось — все они были повреждены. В мае 2008 года отреставрированная копия фильма была представлена в Канне, и для многих стал настоящим открытием.

Этот фильм, как и практически все картины Кар Вая снимал австралиец Кристофер Дойл, который успел также поработать со многими культовыми режиссерами современности — Гасом Ван Сентом («Психоз», «Параноид парк»), Чжаном Имоу («Герой»), Ченом Кайге («Луна-соблазнительница»).

Музыкальным оформлением фильма занимался китайский композитор Фрэнки Чан, который в дальнейшем работал с Кар Ваем над картинами «Чунгкингский экспресс» и «Падшие ангелы», принесшими славу режиссеру.

«Кар-Вай снимал фильм не о воинах и битвах на мечах, а об одиночестве, боли расставаний и любовном настроении, которому, кажется, подвержены все без исключения герои этого выдающегося мастера». Станислав Никулин

«Пересказать происходящее в фильме Кар Вая — крайне сложная задача. Режиссер отвергает традиционное нарративное повествование, заполняя пространство каждого кадра немыслимой красоты пейзажами, полными отчаяния лицами, смешанным движением». Нина Асташкина

«Попытка понять этот фильм рационально вряд ли обернется успехом. Как чистая поэзия, рожденная велением сердца, картина Вонга Карвая требует к себе столь же трепетного и не обремененного разумом отношения». Мария Булавинова

«Прах времен» — это два часа сплошной красоты, созданной художником и камерой Кристофера Дойла. Меч акварельными мазками красит горло в алый цвет, золотые волны бегут по поверхности нефтяного озера, взрываются песчаные карьеры и водная гладь, горит пустыня, и всадник в соломенной шляпе бесконечно медленно перелетает за накренившийся горизонт». Василий Корецкий.

Вонг Кар Вай — гонконгский режиссер, сценарист.
Родился в 1958 году в Шанхае, Китай. В возрасте пяти лет вместе с родителями переехал в Гонконг. После переезда долго не мог адаптироваться к кантонскому диалекту, поэтому часами смотрел вместе с матерью фильмы в кинотеатрах для усвоения языка. Закончив в 1980 году Гонконгский политехнический университет по специальности «графический дизайн», начал работать сценаристом на телевидении. С 1982 по 1987 гг. написал сценарии более чем к десяти фильмам. В 1988 году дебютировал криминальной мелодрамой «Пока не высохнут слёзы» — успех фильма превзошел все ожидания критиков. Уже в следующей картине «Дикие дни» (1991) полностью оформился его фирменный режиссерский почерк: нарушенная хронология, акцент на атмосфере, неповторимый визуальный стиль… В интервалах между работой над «Прахом истории», буквально на манжетах, Кар-Вай «сочинил» фильм «Чунгкингский экспресс», который принес ему мировую славу. Картина «Любовное настроение» в 2000 году получила множество международных призов. В 2006 году. Кар Вай был председателем жюри Каннского кинофестиваля. В 2006 году вышла его первая работа с американскими актерами «Мои черничные ночи».


 

«Подарок Сталину»
Казахстан-Польша-Россия-Израиль, 2008
Режиссер — Рустам Абдрашев
Сценарист — Павел Финн
В ролях: Нурджуман Ихтимбаев, Александр Баширов («Асса», «Игла», «Черная роза — эмблема печали, красная роза-эмблема любви», «Дом под звездным небом», «Над темной водой», «Хрусталев, машину», «Граница»), Екатерина Редникова («Барышня-крестьянка», «Вор», «Русские в городе ангелов», «Чердачная история», «Девять месяцев», «Человек безвозвратный», «Смерш»), Дален Шинтемиров, Вальдемар Шчепаняк, Бахтияр Кожа, Андрей Панин.
Текст от автора читает Сергей Юрский.

1949 год. Новая волна жестоких репрессий. На далекой станции в казахской степи путевой обходчик Касым спасает маленького еврейского мальчика Сашку, дедушка которого умер в эшелоне ссыльных. Касым, потерявший во время голода всю семью, принимает Сашку как родного, казахский аул становится для маленького москвича новой родиной, а жители аула, русская женщина Верка, поляк Ежи, кореец Глеб, девочка-казашка Асембала, — его друзьями.

Как и вся огромная страна, маленький казахский аул готовится к семидесятилетнему юбилею Иосифа Сталина. Наивный Сашка полагает, что хороший подарок вождю на день рождения поможет спасти его родителей…

Черновой вариант фильма «Подарок Сталину» уже был показан на Берлинском кинофестивале и в Канне. Картина открывала 13-й Пусанский кинофестиваль в Корее — она была отобрана из 200 работ.

Сценарист картины — Павел Финн («Всадник без головы», «Леди Макбет Мценского уезда», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Сломанная подкова»). В основу сценария «Подарок Сталина» он положил реальную историю, случившуюся с его другом в 1949 году. Причем этот друг сыграл в картине героя в преклонном возрасте.

Режиссер — Рустем Абдрашев. По образованию — художник театра и кино (закончил ВГИК). Автор многих социальных, коммерческих, имиджевых роликов и музыкальных клипов. Дебютировал в большом кино в 2004 году с картиной «Остров возрождения» — она была удостоена Гран-при открытого фестиваля кино стран СНГ и Балтии «Киношок — 2004», Анапа, а также получила несколько престижных наград на международных кинофестивалях.

Несмотря на небольшой бюджет — 2 млн. дол. — авторам точно удалось воссоздать атмосферу эпохи — они даже нашли и отремонтировали паровоз тех времен.

Актриса Екатерина Редникова:
«То, что мы жили в условиях, приближенных к натуральным, это очень помогало войти в образ. Буранный полустанок, о котором писал еще Чингиз Айтматов, где проходили съемки и где мы жили, отличается суровым климатом. Его и назвали Буранным, потому что там до часу дня стоит жара, а потом начинается буран, очень сильный ветер, к вечеру все в песке: жилье и мы сами. Часто там были перебои с водой. Приходилось носить ведрами. Но это, я повторю, очень помогает формированию роли».

Давид Маркиш (прототип героя, сыгравший его в преклонном возрасте):
«Это не совсем моя жизнь, не только моя. Этот фильм — свидетельство страшной эпохи сталинизма, в которой есть и моя судьба. Что касается этой эпохи, я считаю, много недосказано о ней в фильмах и в литературе. Этот фильм является таким камнем, завершением картины той страшной эпохи».

Сценарист Павел Финн:
«В этом сценарии я обращаюсь к человеческому сердцу, доброте в отношениях мальчика и старика-казаха. Это во многом ответ тем отвратительным силам, которые возбуждают и шовинизм, и антисемитизм, и национализм. Я этими сценами хотел сказать, что нет национальностей и Бог един».


 

«Океан»
Россия-Куба, 2008
Режиссер — Михаил Косырев-Нестеров
Оператор — Олег Лукичев
В ролях: Джордж Луис Кастро, Алина Родригес Руис

Джоэль, старший брат в бедной семье кубинских рыбаков, влюблен в Марисэль. Но семья девушки предпочитает ему более выгодного мужа — пограничника Анхеля. В надежде на новую жизнь Джоэль отправляется в Гавану. Там он знакомится с людьми из другой среды, проституток и контрабандистов, которые помогают ему стать чемпионом по боксу. Новая встреча с Марисэль трагически меняет его судьбу. И только океан может быть его спасением…
Фильм «Океан» участвовал в конкурсе Токийского фестиваля.

Первый за последнюю четверть века совместный кинопроект России и Кубы. Сценарист и режиссер фильма Михаил Косырев-Нестеров, автор нескольких документальных фильмов об Индии, эту историю планировал снимать на Гоа. Но незадолго до съемок оператор Олег Лукичев побывал на Кубе — это и решило судьбу картины… Съемки проводились в рыбацком поселке Морильо и в Гаване. В итоге зрители увидят Кубу в последние годы правления Фиделя Кастро — такой она уже никогда не будет… Тем более что вскоре после окончания съемок сокрушительный ураган практически уничтожил провинцию, где работали кинематографисты.

Фильм снимали ручной камерой, без штатива. Режиссер и оператор намеренно отказались от «раскадровок», чтобы максимально избавиться от мышления кадрами, стараться схватить жизнь «врасплох». Многие эпизоды снимались приемами документального кино — съемочная группа вместе с рыбаками выходила в открытый океан, оказывалась в гуще реальной первомайской демонстрации. Движение камеры эмоционально и чувственно — предлагает зрителю стать участником событий, как бы оказаться в эпицентре человеческих переживаний и страстей.

Актеров режиссер отбирал на улицах Гаваны. Вместе с профессиональными актерами в фильме снимались обычные кубинцы — рыбаки, крестьяне и горожане. Исполнитель главной роли Джордж Луис Кастро — студент кубинского театрального института. Это его первая работа в кино. Актеры на съемках много импровизировали — говорили своими словами, а в ряде случаев даже сами придумывали эпизоды. Фильм подвергался цензуре со стороны кубинского КГБ — переводчиками во время съемок работали сотрудники органов (а некоторые сцены были даже изъяты и скорректированы). Поэтому режиссер в течение длительного времени не решался разглашать финал картины, который мог не понравиться кубинским властям… Под конец съемок русские и кубинцы понимали друг друга без переводчика…

Михаил Косырев-Нестеров — продюсер, режиссер, сценарист. Родился 21.11.1963 в Москве. В 1991 году окончил ВГИК. С 1993 — продюсер киностудии «М»-Фильм«, программный директор Кинофестиваля русской фантастики (США, 2006). «Океан» — дебют режиссера в игровом кино.

Михаил Косырев-Нестеров, режиссер:
«Этот фильм я отнес бы к тому направлению как неореализм. Он родился в Италии. Бралась история из жизни обычно самых простых людей. Есть кино о богатых и есть кино о простых людях. Вот мы хотели сделать кино о простых людях».

«Мы снимали в глухой деревне Это было страшно потому что они смотрели на нас, как на инопланетян. Мы приезжали в провинцию, которая даже для Кубы глухая, как у нас чукчи, вот примерно то же самое. Мы выставляли камеру что-то там возились. Выходила вся деревня, они выстраивались и смотрели на нас».

«Кубинцы очень огорчились, когда узнали, что фильм будет называться „Океан“. Потому что для них океан — это ничего. Вот — земля, а вот — океан. А мы, русские, в это слово вкладываем больший смысл: океан чувств, страстей, переживаний. И соотношение — человек и океан. Что такое океан и что такое человек, по сравнению с ним».

Олег Лукичев, оператор:
«Остров Свободы — это жаркое солнце, температура 60 градусов по Цельсию, ярко-красные, желтые и синие стены домов и вечный праздник и днем и ночью. Куба вмешалась в уже написанный сценарий фильма — привнеся и свой неповторимый колорит, и своих персонажей».


 

«Ночь волка»
Норвегия, 2008
Режиссер — Чель Сундваль
В ролях: Ларс Арен Хансен, Деян Чукич , Юрген Ландхеле

Чеченские боевики захватывают телестудию в Осло. Вся Норвегия следит за тем, как разрешится кризис. Кто эти люди? Борцы за свободу или бандиты, использующие благородные лозунги в своих разборках.

«Крепкое», динамичное кино со сценами «экшн» не дает однозначных ответов на вопросы — чеченцы, посмотревшие его, остались недовольны… Русского посла играет болгарский актер, а главного чеченского боевика — выходец из бывшей Югославии.

Чель Сундваль — «ветеран» норвежского кинематографа.
Родился в 1953 году. Автор 10 художественных фильмов, среди которых «Парень с соседней могилы», «В кровати с Сантой» и др. Много работал для шведского телевидения.


 

«Живые и мёртвые»
Хорватия, 2007
Режиссер — Кристиан Милич
В ролях: Филипп Шовагович, Велибор Тонич, Славен Кнежович

Лучший, по мнению мировой критики, хорватский фильм о минувшей войне. В «Живых и мертвых» переплетаются две параллельные сюжетные линии, объединенные единым пространством, но разделенные во времени на полстолетия. Первая история происходит во время войны в Боснии и Герцеговине в 1993 году, вторая — во время Второй мировой войны.

Война в этой картине совершенно лишена героического ореола, а граница между миром мертвых и живых весьма условна. В 1943 году группа смертельно уставших людей бредет куда-то в неизвестность — к смерти и отчаянию. Ровно через 50 лет происходит примерно то же самое… Движения солдат завораживают отточенностью и совершенством, но все бессмысленно… Боснийцы, хорваты, сербы — все они в конечном счете оказываются в одном мистическом вневременном пространстве — кладбище. «Кто участвовал в одной войне, участвовал во всех», — утверждает режиссер. Потому что все войны похожи и результат один — смерть, раньше или позже…

В своем фильме режиссер выразил смертельную усталость нации, изможденной бесконечными войнами. Он совершил, казалось бы, невозможное — соединил военную драму с фильмом ужасов, реализм с мистикой. Благодаря чему фильм и поднялся на метафорический уровень.

Кристиан Милич — хорватский режиссер.
Родился в 1969 году в Загребе. Работал на телевидении.


 

«Гнездо жаворонка»
Италия-Франция-Болгария-Испания-Великобритания, 2008
Режиссеры — Паоло и Витторио Тавиани
В ролях: Паз Вега, Мориц Бляйбтрой, Чеки Карио, Стефан Данаилов

Турция, 1915 год. Два армянских брата, Арам и Асатур, после 20-летней разлуки собираются встретиться на отреставрированном ими фамильном поместье «Гнездо жаворонка», где они провели свое детство…

Один из них — успешный доктор в Венеции, женатый на итальянской графине, другой — землевладелец в Анатолии, где его ценят и уважают. Но начало Первой мировой войны рушит все их планы. Италия закрывает свои границы, а турецким военнослужащим приказано уничтожать армянские семьи. Даже слово «армянин» должно исчезнуть. Начинаются массовые аресты, депортация и расстрелы. Не щадят никого: турки жестко расправляются с взрослыми и детьми, а женщин насилуют, убивают или отправляют умирать в пустыню…
В центре сюжета фильма — любовь молодой армянки и турецкого солдата…

В основу фильма лег роман итальянской писательницы армянского происхождения Антонии Арслан (Асланян). В течение нескольких месяцев после выхода в свет он выдержал восемь переизданий и удостоен десяти литературных премий.

Съемки фильма вызвали большое количество протестов со стороны Турции, финансировавшей проект. Турецкая сторона была уверена, что на ее деньги делается антитурецкий фильм. Поэтому режиссеры, братья Тавиани, переместили акцент в фильме с геноцида на историю любви.

Режиссер Паоло Тавиани:
«Я считаю, что сюжет фильма очень актуален и сегодня, так как в какой-то степени отражает события, которые происходят в мире сейчас».

Паоло и Витторио Тавиани — итальянские братья-режиссеры. Витторио Тавиани родился в 1929, а Паоло — в 1931 г. Их отец, юрист по профессии, был антифашистом и преследовался властями. Оба учились в Университете Пизы — Паоло изучал искусство, а Витторио — юриспруденцию. В студенческие годы заинтересовались кино, были организаторами киноклуба и кинокритиками. Написали и спродюсировали несколько короткометражных фильмов, прежде чем снять художественный полнометражный фильм в 1962 году. Браться работают в абсолютной гармонии как один человек, вместе планируя и расписывая сценарии, по очереди снимая сцены. Фильм «Отец-хозяин» (1977), напряженная драма о маленьком мальчике, был их первой картиной, выигравшей одновременно Золотую Ветвь и Международный Приз критиков на МКФ в Канне. Фильм «Ночь Святого Лоренцо» (1982) о тосканских крестьянах получил Серебряную Пальмовую ветвь — Специальный приз жюри на МКФ в Канне. В 1987 году Тавиани в Америке сняли картину «Доброе утро, Вавилон» о двух братьях-итальянцах, которые работали над сооружением массивных декораций для знаменитого фильма Гриффита «Нетерпение». Неоднократно экранизировали произведения Толстого — фильм «Воскресенье» в 2002 году получил главный приз на Московском международном кинофестивале.

Паз Вега — испанская актриса. Родилась 2 января 1976 года в Севилье, Андалусия. В 16 лет поступила в театральную школу. После участия в нескольких сериалах Вега попала на большой экран, сыграв в фильме 1999 года «Флирт». Известность к ней пришла после сериала «7 жизней», одного из самых кассовых ситкомов Испании. Режиссер Матео Хиль увидел Вегу в «7 жизнях» и пригласил ее в фильм «Никто никого не знает», сценарий и музыку для которого написал Алехандро Аменабар. А другой испанский режиссер Хулио Медем пригласил Вегу на главную роль в свой «провокационно-сексуальный» проект «Люсия и секс». Этот полный эротики фильм имел невиданный успех, принёс Веге мировую известность и премию «Гойя» за лучший актёрский дебют. В 2002 году знаменитый Педро Альмодовар дал ей роль в своей картине «Поговори с ней». Лента получила «Оскар» за лучший сценарий. Вскоре Вега снялась в главных ролях в музыкальной романтической комедии «Другая сторона постели» и экранизации знаменитой новеллы Проспера Мериме «Кармен», снятой Висенте Арандой. В декабре 2004 года состоялся голливудский дебют Пас Веги — она сыграла домработницу-мексиканку в романтической комедии «Испанский английский» c Адамом Сэндлером. Сейчас успешно работает в Голливуде.

Мориц Бляйбтрой — немецкий актер. Родился в 1971 году в Мюнхене. На протяжении трех лет осваивал актерское мастерство в Париже, Риме и Нью-Йорке. В 21 год играл на театральной сцене в спектаклях «Ромео и Джульетта» и «Ричард III». В течении нескольких лет снимался в различных телевизионных постановках, а первый заметный успех пришел к нему с фильмом «Городские беседы» (1995) режиссера Райнера Коффмана, после которого Бляйбтрой был объявлен «открытием нового германского кино». Спустя два года, Морис вновь доказал на деле свой актерский талант, снявшись в криминально-комедийной картине Томаса Яна «Достучаться до небес» (1997). Но настоящая слава ждала актера после выхода на экраны «Беги, Лола, беги» (1998) режиссера Тома Тыквера, ставшего самым популярным немецким фильмом последнего десятилетия уходящего века. Его другие известные работы: комедийная драма «Лунный папа» (1999, реж. Бахтиер Худойназаров), где он сыграл вместе с Чулпан Хаматовой, «В июле» (2000, реж. Фатих Акин) и триллер «Эксперимент» (2001, реж. Оливер Хиршбигель) — лидер германского кинопроката 2001 года. В 2005 году снялся в картине Стивена Спилберга «Мюнхен», а в 2006-м исполнил главную роль в экранизации «Элементарных частиц» Мишеля Уэльбека.


 

«Баксы»
Казахстан-Россия-Франция-Германия, 2008
Режиссер — Гука Амарова
Сценарий — Гука Омарова и Сергей Бодров старший
Продюсеры: Сергей Бодров старший, Сергей Сельянов («Брат», «Брат 2», «Блокпост», «Сестры», «Война», «Кукушка», «Олигарх», «Шиzа»…) и др.
В ролях:: Несипкуль Омарбекова, Фархат Аманкулов, Алмат Аянов, Толепберген Байсакалов, Асель Абутова

Восток с Западом «сталкиваются» уже в самом названии этой картины, ведь «баксы» (с ударением на последний слог) по — казахски значит «шаман», повелитель стихий. Герои фильма говорят на двух языках — русском и казахском. Образ главной героини «списан» с известной казахской целительницы Бифатимы.

Посреди степи, рядом с не слишком оживленной трассой живет баксы Айдай — целительница, ясновидящая и вообще человек не от мира сего. Маленькая старушонка в резиновых шлепанцах карикатурно размахивает руками и совершает нелепые, а иногда шокирующие действия — но так может показаться стороннему человеку, «отравленному» западной культурой. Для казахов, которые верят в ее дар, эти движения полны древнего сакрального смысла… Она лечит тяжелые недуги, избавляет от алкоголизма, помогает найти украденный скот, пропавших мужей, и главное — обрести самих себя. Но земля, где живет Айдай, приглянулась бизнесмену криминального происхождения. Участок же этот принадлежит другому бизнесмену — Батыру. Он не хочет продавать эту землю, ведь Айдан для него как мать — когда-то она излечила жену Батыра от бесплодия. И теперь «баксы» категорически отказывается покидать землю предков, так как только здесь она может лечить… Потрескавшаяся, овеваемая ветрами, древняя казахская степь — полноправный «герой» картины. Именно она «создает» какое-то странное метафизическое пространство, где смыкаются прошлое и будущее, переплетаются реальность и фантазия.

Фильм участвовал в программе фестиваля «Кинотавр» в 2008 году, а международная премьера состоялась на кинофестивале в Торонто.

Идея фильма родилась после того, как Гука Омарова свозила Сергея Бодрова в Унгыртас, в гости к Бифатиме. В начальной сцене «Баксы» можно увидеть прототипа Айдай — Бифатиму и настоящую сцену жертвоприношения черного барана, которому реально перерезали горло. Целительница Бифатима отказалась сыграть в фильме саму себя. Ее сыграла Несипкуль Омарбекова — актриса Жамбылского областного театра, которая раньше в кино не снималась. Готовясь к роли, Омарбекова «набиралась опыта» у самой Бифатимы.

Батыя сыграл вице-президент Казахстанской федерации муайтай, известнейший в прошлом спортсмен, Фархат Аманкулов. Также в картине задействовано много непрофессиональных актеров.

Гука Омарова — казахский режиссер.
«Баксы» — ее вторая картина. Первый фильм «Шиzа» (2004) участвовал в программе «Особый взгляд» в Канне, а на «Кинотавре» получил приз за лучший дебют. Гука Омарова уже давно сотрудничает с Сергеем Бодровым старшим — еще в детстве она снялась в его картине «Сладкий сок внутри травы». Бодров был продюсером «Шиzы», а в 2007 году Омарова работала помощником режиссера на его ленте «Монгол». Вместе с Сергеем Бодровым младшим Гука Омарова написала сценарий фильма «Сестры». С 2001 г. живет в Голландии.

«Фильм удачно совмещает сюжет вестерна, минималистскую стилистику иранского кино и реалии новой казахской жизни. Но эта и так непростая смесь щедро сдобрена мистическими мотивами». Жанна Васильева.

«И оператор, и художник, и композитор, и актеры вносят немалый вклад в создание на экране удивительно достоверного Казахстана наших дней, где причудливо переплетены древние обычаи и современные реалии. Невообразимо красивые казахские степи остаются в памяти и после окончания ленты, точно так же, как и ее персонажи, в облике и поведении которых сочетаются западное и восточное».Светлана Степнова.

«Баксы», что тоже развлекающе приятно для аудитории, не просто этническая драма, а экшн пополам с триллером» Юрий Гладильщиков.


 

«Четыре возраста любви»
Россия, 2008
Режиссер — Сергей Мокрицкий
В ролях: Лия Ахеджакова, Роман Шмаков, Игорь Ясулович, Алексей Серебряков
Продюсер — Наталья Мокрицкая
Сценарий — Алексей Головченко

Ко всем героям этого фильма любовь приходит внезапно и переворачивают их жизнь вверх дном. Фильм состоит из четырех новелл, озаглавленных «Осень», «Зима», «Весна» и «Лето». Каждая из них не только связана с определенным временем года, но и отдаленно перекликается с одним из библейских сюжетов: «Адам и Ева», «Рахиль и Лия», «Сарра и Авраам», блудный сын… (Время от времени персонажи разных новелл пересекаются…

Действие первой новеллы, «Осень», происходит в районе военного конфликта на Кавказе. Автобус, в котором едут парень и девушка, подрывается на мине и они вынуждены добираться до железнодорожного вокзала через дремучий лес, где, казалось бы, они совершенно одни и предоставлены друг другу…

В новелле «Зима» внезапная беременность семидесятилетней жены (Лия Ахеджакова) бывшего советского чиновника заставляет супружескую пару в корне пересмотреть свои отношения…

В новелле «Весна» две немолодых женщины «делят» мужчину. Однако безумная сцена ревности оказывается лишь игрой, временно избавляющей от одиночества…

В новелле «Лето» родители, у которых погиб на Чеченской войне сын, получают от него телеграмму. Безмерно счастливые они отправляются к сыну в далекий монастырь, где он уже обрел свою любовь…

«У каждого своя любовь…», — гласит слоган картины.

Фильм получил приз за режиссуру на кинофестивале «Балтийские дебюты-2008». Участвовал в конкурсе фестиваля «Кинотавр» в 2008 году.

Сценарий был написан в начале 90-х, а впоследствии его «косметически» доработали. Сценарист картины Алексей Головченко впоследствии стал священником… Первоначально одна из ролей, которую сыграл Игорь Ясулович, предназначалась Юрию Никулину… Лия Ахеджакова полгода раздумывала прежде чем согласилась на эту роль.

Сергей Мокрицкий — оператор-постановщик, режиссер.
Родился в 1961 году в Украине. В 1991 году окончил операторский факультет ВГИКа. Оператор более тридцати игровых и документальных фильмов, сериалов и телепрограмм, среди которых фильмы Кирилла Серебренникова («Изображая жертву», «Ростов-папа» и «Дневник убийцы») и Рустама Хамдамова («Вокальные параллели»). «Четыре возраста любви» — режиссерский дебют.

«Пейзажи и освещение подобраны так, чтобы создать максимальную выраженность времени года и дать определенную атмосферу. На первом плане — всегда лица героев, их выразительная мимика и взгляд. Хотя истории в фильме «Четыре возраста любви» не зависят друг от друга, все-таки чувствуется определенная печать стиля и оттенок везде робкой, местами пугающей и трагической, но одной и той же мысли: «Люблю».


 

Внеконкурсная программа

Российское кино: возвращение к зрителю

В последние годы все больше и больше российских картин собирают полные залы, однако еще не везде есть возможность посмотреть качественное российское кино. Данный фестиваль предоставит жителям Оренбурга эту возможность…

Семейный мульткалейдоскоп: от 4 до …

Маленьким и большим жителям Оренбурга по-настоящему повезло — мультфильмы, вошедшие в эту программу, не были в широком прокате, до настоящего момента их смогли на широком экране посмотреть единицы.

Авангард: удаленный доступ

Эта программа предоставит зрителям кинофестиваля возможность ознакомиться с кино редким и уникальным, «доступ» к которому имеют единицы…

Фильмы с трудной судьбой

Ретроспективный показ к 85-летию «МОСФИЛЬМА»