«Восток & Запад. Классика и Авангард»
«Восток & Запад. Классика и Авангард» — четвертый фестиваль в мире, который несет в себе мультикультурный момент. Россия всегда была многонациональным государством. И сейчас как никогда настала потребность творчески использовать и развивать то лучшее, что было наработано многонациональным кино Советского Союза и других стран мира.
Кино может себе позволить все — это мир иллюзий, чудес и захватывающих историй. Наш фестиваль — это история о том, как Европа и Азия, Восток и Запад встречаются и начинают рассказывать друг другу захватывающие сюжеты.
Участники фестиваля «Восток & Запад. Классика и Авангард» — практически из разных миров. Мы выбираем кино Востока и Запада, разных частей света, так непохожих друг на друга. Мы останавливаем взгляд на фильмах, в котором причудливо переплетаются классика и авангард. Это парадоксальные, несоединимые сочетания — то, что, на наш взгляд и является составляющими подлинного искусства.
География фестиваля действительно обширна: за несколько лет истории фестиваля в нем приняли участие кинодеятели из России, Хорватии, Китая, Сербии, Казахстана, Польши, Австрии, Израиля, Норвегии, Словении, Нидерландов, Киргизии и других стран.
Мы оглядываемся на прошлое, безусловно. В программе фестиваля есть место ретроспективам, где мы смотрим фильмы выдающихся деятелей кино и всегда аплодируем, когда идут титры. Это наши корни, могучие и крепкие корни такого молодого искусства — кинематографии.
Так, в 2009 году мы вручили призы за вклад в кино режиссеру Сергею Соловьеву («Анна Каренина», «Асса», «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви», «Станционный смотритель» и др.)и режиссеру Александру Прошкину («Русский бунт», «Опасный возраст», «Холодное лето пятьдесят третьего» и др.), а в 2008 году приз за вклад в российское кино получила актриса Лидия Федосеева-Шукшина. В 2010 году специальные призы фестиваля «За вклад в киноискусство» получили режиссер Марлен Хуциев и актер театра и кино Лев Дуров.
Мы смотрим вокруг: рядом с нами и на соседних континентах, везде, почти в любой точке земного шара в этот момент снимается кино. И наша задача — его увидеть, понять, оценить и выбрать лучшее.
Мы смотрим вдаль — на будущее кинематографа. Они уже подрастают и снимают, снимают. Новому поколению стало проще и сложнее одновременно — вокруг столько технологий и совсем мало времени. Самые вдумчивые и быстрые снимают хорошее кино. И наш фестиваль их ищет с большим упорством, отсматривая фильм за фильмом.
Для проведения фестиваля был выбран город Оренбург. Выбор не случайный, Оренбург находится на стыке Европы и Азии. В этом крае 129 народностей и православные храмы мирно соседствуют с мечетями.
The festival’s timelines
“East & West. Classics and Avant Garde” is one of the world’s four international film festivals embracing multiculturalism. Russia has always been a multinational state. Today as never before there is an acute creative need to use and develop the best aspects of multinational cinema of the Soviet Union and other countries.
Nothing is impossible in cinematography, the world of illusion, miracle and poignant stories. Our festival is a story about how Europe and Asia, East and West come together to tell each other most exciting narratives.
You may say that members of the festival “East & West. Classics and Avant Garde” seem to have appeared from different dimensions. We select films from two different cardinal points, East and West, bearing no likeness to each other. We pick out films which are a whimsical fusion of classics and avant garde. This paradoxical counterbalance is, in our mind, one of the touchstones for real art.
The geography of the festival is vast and extensive: during all these years we saw cinematographers from Russia, Croatia, China, Serbia, Kazakhstan, Poland, Austria, Israel, Norway, Slovenia, the Netherlands, Kirghizia ― you name it.
And, of course, we look back at the past. In retrospective programs we watch old masterpieces, giving a standing ovation when the final credits fade out. This means our roots, firm and powerful, supporting the young cinematography.
In 2009 we awarded the filmmaker Sergei Solovyev with a prize “For Contribution to Cinematography” (“Anna Karenina”, “Assa”, “The Black Rose an Emblem of Sadness, the Red Rose an Emblem of Love”, “Stationmaster”) and the filmmaker Alexander Proshkin (“Russian Riot”. “Dangerous Age”, “The Cold Summer of ‘53”). Earlier, in 2008, the prize for contribution to Russian Cinematography went to Lidiya Fedoseeva-Shukshina, and in 2010 ― to the filmmaker Marlen Khutsiev and film and theatre actor Lev Durov.
We look around ourselves: be it near us or on the near continents, or anywhere, in almost any place on the globe ― right now ― a film is being made. And our task is to find, understand, appreciate and select those very best films.
We look into the distance — at the future of cinematography, for these guys already grow up and make more and more new films. Everything is more easy and at the same time more complicated for the new generation: they have lots of technologies to use and so short time to film. The most insightful and quick of them manage to make good cinema. And our festival is looking for them eagerly, watching one film after another.
The city of Orenburg was chosen as the home of our festival. And it was not a random choice. Orenburg is situated on the crossroads of Europe and Asia. Living in Orenburg are 129 ethnoses, and Orthodox churches and mosques are peaceful neighbors here.
photo caption 1 The Golden Sarmatian Lion awarded to filmmaker Sergei Solovyev for his contribution to cinematography (2009)
photo caption 2 The Golden Sarmatian Lion awarded to filmmaker Alexander Proshkin for his contribution to cinematography (2009)